*Число ответов превышает количество студентов 3 и 5 курса, т.к. они отмечали несколько вариантов ответов.
Данные таблицы 3 показывают, что студенты 3 курса проявляют наибольшую неудовлетворенность процессом учебной деятельностью
Рисунок 10 – Распределение ответов
«Что не нравится в процессе учебной деятельности» по курсам
Анализ результатов исследования показал, ожидания студентов гуманитарных факультетов от учебы в университете не соответствуют реальному процессу обучения.
7. Анализ ответов студентов различных курсов на вопрос «Что для Вас на сегодняшний день главное в жизни» показал тенденцию снижения роли учебной деятельности в жизни студентов гуманитарных факультетов университета от 1 к 3 и далее к 5 курсу.
Если на 1 курсе учебная деятельность по результатам ответов занимает одно из главных мест в жизни студентов гуманитарных факультетов (42,5%) (Рисунок 11), то к 3 курсу ее место в жизни студентов - всего лишь 22,2%. На первом месте у студентов 3 курса – отношения с друзьями (26,4%) и развлечения (21,7%) (Рисунок 12).
К пятому курсу для студентов повышается роль работы (16,7%) и семьи (12,1%), роль учебной деятельности снижается до 18,5% в общей структуре приоритетов (Рисунок 13).
Рисунок 11 – распределение жизненных приоритетов студентов 1курса
Рисунок 12 – распределение жизненных приоритетов студентов 3 курса
Рисунок 13 – распределение жизненных приоритетов студентов 5 курса
Познавательные интересы могут развиваться, но могут и затухать. Причиной затухания интереса к учебной деятельности могут быть:
· появление больших трудностей в жизни студента,
· недостатки в методике обучения,
· организации учебных занятий.
Необходимо отметить, что среди студентов всех специальностей отмечены в качестве сильных мотивирующих факторов:
1. Ответственность – 21,95%
2. Качество преподавания –19,86 %
3. Соответствие преподавания профессиональной направленности – 23%
4. Признание - 17,8 %
5. Достижение успеха –17,4 %
Данные получены на основе сводной таблицы Д 2 Приложения Д. Нами были отобраны пять самых сильных по мотивации факторов (от 66 баллов до 50 баллов).
Данные таблицы Д 2 Приложения Д, сгруппированные по курсам на основе таблицы Д 1 Приложения Д, показывают, что сила мотивирующих факторов для студентов гуманитарных факультетов имеет тенденцию к снижению от 1 курса к третьему и далее - к пятому.
При этом необходимо отметить, что возрастает роль таких факторов, как:
· соответствие преподавания профессиональной направленности
· межличностные отношения с преподавателями
· ответственность
При этом в процессе учебной деятельности с 1 по 5 курс снижается роль таких факторов, как:
· учебный процесс;
· администрирование;
· контроль;
· межличностные отношения со студентами;
· внеучебная деятельность.
Следовательно, гипотеза о том, что мотивы к учебной деятельности студентов гуманитарных факультетов изменяются в процессе обучения (от 1 к 3, затем к 5 они меняются) и это связано с возрастанием роли одних факторов и уменьшением роли других факторов, подтвердилась.
Практическая часть
В ходе исследования было опрошено 50 человек, 26 чел (52%) из которых юноши и 24 чел (48% ) девушки. Таким образом, главное условие выборки, предполагавшее равную представленность молодежи мужского и женского пола, было соблюдено. Респонденты представляли возрастную группу 16 - 18 лет. Блок вопросов был направлен на выявление непосредст ...
Критический анализ психологических воззрений Спинозы
Спиноза был представителем рационалистического подхода в европейской философии. Не отвергая роль опытного знания, он причислял его к области мнения, говорил о его субъективности, обманчивости, ошибочности. В чувственном опыте знания о предмете смешаны с тем, что привносит от себя субъект, поэтому трудно достичь точности и объективности ...
Сравнительный анализ паттернов материнского и отцовского поведения
Еще одной гипотезой нашего исследования являлось предположение о том, что у мужчин из поколения в поколение передается меньшее число установок на выполнение роли отца, чем у женщин установок на выполнение роли матери, а также, о том, что отцовские установки мужчин в большей мере зависят от конкретной социальной ситуации, чем материнские ...