Заключение
Страница 1

Анализ психологической и педагогической литературы по проблеме мотивации учебной деятельности позволил выявить ряд положений, которые будут нами использованы в практической части исследования мотивации учебной деятельности студентов гуманитарных факультетов:

1. В целях настоящего исследования будем рассматривать мотивацию как систему факторов, вызывающих активность и определяющих направленность поведения и деятельности студента.

2. Анализ проблемы мотивации учебной деятельности показывает, что каждая из сторон мотивационной сферы учения может иметь ряд содержательных и динамических характеристик.

К содержательным характеристикам могут быть отнесены те, которые связаны с внутренними особенностями учебной деятельности.

К динамическим - те, которые прямо не связаны с особенностями учебной деятельности и испытывают влияние психофизиологических особенностей обучающегося.

Поэтому наряду с разработкой представлений о параметрах мотивационной сферы, необходима детализация педагогических условий развития положительной мотивации учебной деятельности у студентов гуманитарных факультетов в процессе преподавания.

3. На процессы мотивации студентов влияют две категории факторов. К первой категории мы будем относить факторы, которые определены социализацией: семьей, уровнем подготовки, престижем выбранной специальности, отношением к учебной деятельности, представлениями о профессиональном будущем (вопрос анкеты № 2, 3, 9).

К факторам второй категории будем относить: организацию учебного процесса, уровень преподавания, тип взаимоотношений преподавателя и студента и т.п. На эти факторы можно влиять в процессе учебной деятельности (вопрос анкеты № 5, 6, 7, 11,12,13).

4. На мотивацию учебной деятельности студентов значительное влияние оказывает типология личности, разработанная Карлом Юнгом. Поэтому в нашем исследовании мы использовали тестирование на определение психотипа по шкале «экстраверт-интроверт».

Тип личности – устойчивая психологическая структура, определяющая сильные и слабые стороны личности. Знание психологического типа позволяет успешно выбирать подходящую специальность, показывает эффективные способы достижения успеха, позволяет избегать излишних трудностей.

· Экстраверсия – направление внимания преимущественно во внешний мир, на объекты.

· Интроверсия – обращение внимания преимущественно на свой внутренний мир и на свои взаимоотношения с объектами.

Экстраверт и интроверт - это два типа психики, такие же различные и такие же равнозначные, как, в грубой аналогии, мужчина и женщина. И те, и другие, имеют свои преимущества и свои недостатки. Но, в отличие от пола, обсуждаемый психотипический признак часто не берется в расчет. А, между тем, отличие интровертов от экстравертов, в психологическом смысле, так же значительно, как отличие мужчины от женщины в смысле физиологическом. Зная это, легко себе представить возможные последствия игнорирования психологического типа в выборе факультета и в дальнейшем профессии.

5. Учебная деятельность студента имеет большое социальное значение. Благодаря учебной деятельности реализуются общественные потребности в людях с высшим образованием и соответствующим воспитанием. Учебная деятельность студента является своеобразной по своим целям и задачам, особенностям протекания психических процессов, проявлениям мотивации.

Поэтому для нас было важным исследовать место учебной деятельности в жизни студентов гуманитарных факультетов, а также выявить особенности мотивации учебной деятельности и факторы, влияющие на нее.

6. При исследовании типологии студентов были использованы тесты из хрестоматии по психологии и типологии характеров Райгородского Д.Я.[30,31], также психологические тесты под редакцией А.А. Карелина [41].

7.Для анализа данных, полученных в результате исследования нами была использована методология анализа данных в социологии Татаровой Д.Г. [28], методика Ядова В.А. [34], работы Батыгина Г.С. [32, 33] по методологии социологического исследования, Наследова А.Д. [38] по математическим методам психологического исследования.

8. В результате анализа и интерпретации данных были сделаны следующие выводы:

· На процессы мотивации влияет тип психики студента. Экстраверт и интроверт - это два типа психики, такие же различные и такие же равнозначные, как, в грубой аналогии, мужчина и женщина. И те, и другие, имеют свои преимущества и свои недостатки. Но, в отличие от пола, обсуждаемый психотипический признак часто не берется в расчет. А, между тем, отличие интровертов от экстравертов, в психологическом смысле, так же значительно, как отличие мужчины от женщины в смысле физиологическом.

· Анализ результатов исследования показал, что на гуманитарных факультетах присутствуют соционические типы, как эктраверсивного, так и интроверсивного типа. Однако для гуманитарных факультетов характерным является тот факт, что среди студентов преобладает интроверсивного тип (72,5%), обладающий определенным, отличным от экстраверта мотивами к учебной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Анализ игр. Структурный анализ
Наблюдения за спонтанной социальной деятельностью, которые лучше всего проводить в специальных психотерапевтических группах, обнаруживают, что время от времени разные аспекты поведения людей (позы, голос, точки зрения, разговорный словарь и т.п.) заметно меняются. Поведенческие изменения обычно сопровождаются эмоциональными. У каждого ч ...

Понятие души у Д. Локка
О душе у Локка, Юма и Канта - это возможность извлечь из опыта знание о нематериальной и бессмертной душе человека. И Локк неоднократно говорит о том, что такое вполне возможно. В "Опыте о человеческом разумении", над которым он работает целых пятнадцать лет, представление о душе разбирается в связи со сложными идеями, касающи ...

Специфика агрессии в подростковом возрасте
Психические нарушения имеют определенные этапы развития, проходя через которые они достигают наибольшей степени выраженности. Любые психопатологические феномены, синдромы включают начальные проявления, развернутую стадию, этап завершения, период остаточных симптомов. Во время подросткового кризиса скорость этого болезненного цикла увели ...