Заключение
Страница 1

Итак, самооценка, т.е. оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, являясь регулятором поведения человека, влияет на эффективность его деятельности. Потенциальная самооценка, часто называемая уровнем притязаний, формируется под влиянием субъективных переживаний успеха или неуспеха в деятельности.

Необходимо помнить, что на формирование самооценки дошкольника влияют значимые взрослые, чаще всего родители. А в начальной школе этим человеком становится учитель. По мере же взросления, в средней школе - это сверстники и внешний стандарт достижений. И в итоге, самооценка в юношеском возрасте – это уровень собственных требований, внутренний стандарт.

Существует два вида мотивации достижений: мотивация стремления к успеху и мотивация к избеганию неудач. Основная отличительная черта людей, нацеленных на успех– это высокая уверенность в себе в сочетании с адекватным уровнем притязаний.

Отмечено, что у людей, ориентированных на успех, чаще преобладают реалистические, а у индивидов, ориентированных на неудачу, – нереалистические, завышенные или заниженные, самооценки. С величиной самооценкой связаны удовлетворенность или неудовлетворенность человека, возникающие в результате достижения успеха или появления неудачи. В своей практической деятельности человек обычно стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению, нормализации.

Развитие самосознания влияет на самооценку и уровень притязаний, отражаясь на успешности обучения. С возрастом самооценка становится более адекватной, что помогает учащимся реальнее оценивать свои возможности и в соответствии с этим планировать учебу, соразмерять свой уровень притязаний. Прослеживается тенденция снижения самооценки от дошкольного возраста к юношескому. Соответственно:

· в I и II классе самооценка у многих детей завышена

(СО завышена приблизительно у 80%);успеваемость успешная у 80%;

· резкое понижение самооценки отмечается в возрасте 11лет, когда школьник переходит в среднюю школу (50% на 50%); успеваемость 50% на 50%;

· И по исследованиям ученых значительно не меняется в подростковом и юношеском возрасте (УП средний у половины, СО занижена приблизительно у 20%); успеваемость успешная у 25-30%.

Согласуясь с этими данными, учителю желательно максимально поддерживать в школьнике веру в себя, свои силы и способности, стремление постигать каждый раз более сложную и высокую ступень познания, расширяя диапазон возможного. Психологические условия становления самооценки исследователи видят в создании благоприятного климата общения ребенка с окружающими в семье и в школе, в подключении его к оценке результатов своей деятельности, в постановке перед ними задачи анализа всех этапов своей деятельности.

Таким образом, если профессионально подойти к построению отношений со школьниками, разнообразить формы обучения, вводя больше практических и развивающих моментов в программу, проводить грамотную консультацию родителей, можно надеяться, что самооценка детей будет высокая, а это обеспечит высокий уровень притязаний и соответственно процесс обучения на протяжении всего школьного периода будет успешным.

[1] А.Маслоу. Мотивация и личность. 3-е изд./ пер. с англ. – СПб. : Питер, 2007.-С.313

[2] Том Питерс . Представьте себе! Превосходство в бизнесе в эпоху разрушений.-2-ое изд., испр. Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005.эл. вар.,гл. 22.-С. 11

[3]Р. Бернс. Развитие Я-концепции и воспитание. /Пер. с англ. – М.; Прогресс, 1986.- С. 263

[4] В.Б.Шапарь. Словарь практического психолога. – М.:АСТ; Харьков: Торсинг, 2005.-С.508

[5].И. В. Макарова. Психология. – М. : ЮРАЙТ, 2004. – С.186

[6] В.Б.Шапарь. Словарь практического психолога. – М.:АСТ; Харьков: Торсинг, 2005.-С.641

[7]Н.А. Менчинская . Проблемы обучения и психологического развития ребенка / под ред. Е.Д.Божович. – М: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж : НПО «МОДЭК»,1998. –С.150

Страницы: 1 2


Развитие познавательных процессов умственно отсталых школьников. Развитие внимания умственно отсталых школьников
Под вниманием понимают направленность психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость. Внимание может быть направленно как на объекты внешнего мира, так и на собственные мысли и переживания [15]. Уровень развития внимания у учащихся вспомогательной школы весьма низок. Ум ...

Выводы
1. Наша гипотеза подтвердилась, т.е. в основе различий между людьми в способах собственного самоутверждения лежат разные варианты самопрезентации. 2. Значительное место в организации «Я - концепции» у людей, использующих стратегию самоподавления, занимает физическое Я и она характеризуется инфантильностью и неструктуированностью. 3. « ...

Развитии речи и рисования.
Особо интересны предпосылки и условия формирования письменной речи. Л.С. Выготский писал: «История письма у ребенка начинается значительно раньше того момента, когда учитель впервые вкладывает ему в руки карандаш и показывает, как надо писать буквы». Графическая символика, используемая с раннего детства, лежит в основе формирования пис ...