Информация » Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте » Основные направления работы социального педагога с трудновоспитуемыми детьми.

Основные направления работы социального педагога с трудновоспитуемыми детьми.
Страница 3

Социально-реабилитационная работа с детьми, как прави­ло, начинается с социально-бытовой и медико-социальной реа­билитации, когда детей лечат, избавляют от педикулеза, учат пользоваться ванной, есть горячую пищу, спать в постели с простынями и т.д. Большое внимание уделяется также психо­эмоциональной реабилитации, где на первом месте стоят ком­фортные условия проживания, доброжелательность персонала и воспитателей, а также специальные психотерапевтические методы и прежде всего игротерапия, сказкотерапия, психоте­рапевтический театр. Дети старшего возраста, подростки включаются в различные формы обслуживающего труда, рабо­тают в пошивочных и столярных мастерских по изготовлению игрушек, сувениров и т.п.

В числе реабилитационных мероприятий, проводимых по отношению к детям, помещенным в социальные приюты, важ­ное место отводится социально-педагогической работе с семьей ребенка, а если таковой не имеется либо ситуация в родитель­ской семье оказывается безнадежной, оказывается содействие в подборе приемной семьи или семьи усыновителя.

У детей, поступающих в социальные приюты большие про­блемы с учебной деятельностью. Они, как правило, отстают от своих сверстников, а некоторые из них, находящиеся уже в подростковом возрасте, не умеют ни читать, ни писать; снача­ла для таких детей организуется индивидуальное обучение на дому, а по достижении определенных результатов воспитанни­ки социально-реабилитационных учреждений определяются в близлежащие школы.

Пребывание детей и подростков в социально-реабилитаци­онном учреждении ограничено тем временем, за которое ребе­нок будет устроен для дальнейшего постоянного проживания. Местом такого постоянного проживания может стать либо ро­дительская семья, если удалось стабилизировать ситуацию в семье и родители готовы выполнять свои функции по содержа­нию и воспитанию детей, а также семьи-усыновители и прием­ные семьи, либо государственные воспитательные учрежде­ния — детские дома и школы-интернаты.

Разнотипные социально-реабилитационные учреждения складываются в системе Министерства образования, и они прежде всего рассчитаны на трудновоспитуемых учащихся, которые по разным причинам не справляются со школьными программами, входят в острый конфликт с учителями и счита­ются «трудными» учащимися. Семейная ситуация этих детей также часто отличается неблагополучием, это, как правило, малообеспеченные неполные или многодетные семьи, семьи, где родители либо один из них злоупотребляют алкоголем, где происходят семейные конфликты, дебоши, проявления жесто­кости и насилия.

Центры социально-педагогической реабилитации систе­мы Минобразования, как правило, различаются своим воз­растным контингентом. Это могут быть учреждения, ориен­тированные как на учащихся начальной школы, так и на подростков.

Для учащихся начальной школы в числе реабилитацион­ных мероприятий на первый план выходят программы психо­лого-педагогической диагностики и коррекции, когда выявляются дефекты познавательной сферы. Они преодолеваются в процессе коррекционно-развивающего обучения, сопровожда­емого медико-социальной реабилитацией и двигательной кор­рекцией.

Для трудных учащихся подросткового возраста на первый план выходят проблемы профессионального само­определения и подготовки к рабочим профессиям, психологи­ческая коррекция личности и социально-психологическая коррекция межличностных отношений.

Большое значение в реабилитации де­тей и подростков имеет социально-педагогическая поддержка и психологическая помощь семье.

Что характерно, современные исследования многодетных семей показывают, что в этих семьях на первый план с боль­шим отрывом по сравнению с потребностью в материальной помощи выходит потребность в психолого-педагогической поддержке.

В настоящее время имеется положительный опыт центров социально-педагогической реабилитации трудновоспитуемых подростков на базе вечерне-сменных школ и УПК (учебно-про­изводственных комбинатов). Учащиеся подросткового возраста, которые из-за своей неуспеваемости практически отсеялись из общеоб­разовательных школ, вливаются в новый коллектив с новой системой отношений, где педагогический коллектив относит­ся к ним доброжелательно и на «равных». Учебный процесс максимально привязан к жизни и актуальному опыту подрост­ка. На базе УПК происходит освоение рабочей профессии и по мере возможности организуется производственный процесс, позволяющий подросткам зарабатывать небольшую зарплату. Центры располагают также психологической службой и шта­том социальных педагогов, которые работают с семьей и бли­жайшим окружением подростка.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Исследование насилия в семье. Общее описание технологии исследований
Для конструирования описательной модели насилия в семейной системе необходимо было решить ряд задач: · собрать информацию о семейной системе · собрать информацию о характере насилия в семье · описать процесс насилия в семейной системе, используя понятия системного подхода, – иерархия, границы, треугольники и др. Сбор информации о се ...

Виды одиночества
Можно выделить 2 вида одиночества: Ситуативное одиночество - иногда испытываемое чувство одиночества, которое большинство мужчин и женщин переживают время от времени. Ситуативное одиночество может быть следствием крушения сложившейся модели межличностных отношений. Как правило, мужчины и женщины, испытывающие ситуативное одиночество, ...

Формы существования ценностей
Необходимо отметить, что "ценность" как категория и междисциплинарное понятие ха­рактеризуется множественностью (хотя и не безграничной) аспектов и форм существова­ния. Д.А.Леонтьев различает следующие фор­мы существования ценностей: 1. Общественные идеалы. 2. Предметно воплощенные ценности. 3. Личностные ценности. В перво ...