Интеракция – взаимодействие, обмен действиями в коммуникации.
Интерактивные теории
:
1. Дж. Хоманс – Теория обмена
В процессе взаимодействия партнеры обмениваются двумя переменными: затраты на взаимодействие и вознаграждение за взаимодействие.
В сочетании этих двух переменных выделяются следующие типы поведения:
§ если вознаграждение велико, то партнер в большей степени готов затрачивать свои усилия на взаимодействие. Активность партнера
§ если цель близка, то партнер в меньшей степени готов затрачивать усилия. Расслабленный тип
§ если вознаграждение зависит от определенных условий, то в большей степени готов затрачивать усилия на воссоздание данных условий. Манипулятивный тип.
2. Дж. Мид, Г. Блумэр – Теория символического интеракционализма
В процессе взаимодействия партнеры воздействуют друг на друга с помощью символов (вербальных и невербальных)
3. Э. Гофман – Теория управления впечатлением (теория социальной драматургии)
Взаимодействие представляет собой своеобразный спектакль, основные элементы которого:
партнеры (выполняют определенные роли)
декорации (ситуация взаимодействия)
Партнеры воздействуют друг на друга с помощью впечатления, формируемого с первых минут коммуникации. В дальнейшем они управляют поведение друг друга с помощью сформированного впечатления
4) З.Фрейд – Психоаналитическая теория
При взаимодействии с партнером, который старше по возрасту или положению, а также значимее их важным для субъекта качеством, главный субъект регрессирует – уходит на более примитивные уровни поведения. Это проявляется следующим образом:
- выстраивание взаимоотношений по формуле «объект-субъект»
- неспособность самостоятельно принять решение
- подавленность в вербальных и невербальных средствах коммуникации
- астеническое состояние (отрицательные чувства)
Это происходит с теми, кто в раннем детстве пережили негативный опыт, связанный с общением с такими партнерами.
Стратегии взаимодействия (по К.Томасу):
Избегание
– пассивная стратегия, которая предполагает уход от взаимодействия.
- физический уход
- психологический уход (не высказывание своей точки зрения и т.д.)
Оправдано:
1. Цель взаимодействия для человека не очень важна
2. Недостаточно сил для достижения цели
Приспособление
– пассивная стратегия. Предполагает сознательный отказ от своей цели ради достижения цели партнера. Оправдано:
1, 2. –‘’–
3. Важнее сохранить хорошие отношения с партнером
Сотрудничество
– активная стратегия. Предполагает активное участие обоих партнеров для достижения цели. Открытый обмен мнениями, обсуждение позиций, нахождение варианта, приемлемого для всех. Хорошо всегда, если нет дефицита времени.
Соперничество
– активная борьба за свои интересы. Непримиримый антагонизм в случае сопротивления партнера, унижения, оскорбления. Оправдано только в крайнем случае.
Компромисс
– активная стратегия. Предполагает участие обоих партнеров в поиске решения за счет взаимных уступок. Оправдано:
Адаптация-дезадаптация, компенсация-декомпенсация
Принципы-альтернативы «адаптация-дезадаптация» и «компенсация-декомпенсация» дают возможность рассматривать психические расстройства в связи с их влиянием на социально-психологические функции. Они позволяют оценивать степень совладания с имеющимися нарушениями, что позволяет определять тактику психиатрического воздействия и выбор методо ...
Практическая часть. Констатирующий эксперимент
Цель:
Выявить наличие или отсутствие детей с аффективным поведением в группе.
Методика констатирующего эксперимента.
Опираясь на методику психолога-исследователя А.И. Захарова я определила направления, по которым, с моей точки зрения, можно выявить детей с аффективным поведением в группе.
I. Наблюдение за поведением ребенка в игре; ...
Особенности арессивного поведения подростков. Психологические
особенности подросткового возраста
Подростковый возраст - это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Во многих древних обществах переход к взрослому состоянию оформлялся особыми ритуалами, благодаря которым ребенок не просто приобретал новый социальный статус, но как бы рождался заново, получал ...