Интеракция – взаимодействие, обмен действиями в коммуникации.
Интерактивные теории
:
1. Дж. Хоманс – Теория обмена
В процессе взаимодействия партнеры обмениваются двумя переменными: затраты на взаимодействие и вознаграждение за взаимодействие.
В сочетании этих двух переменных выделяются следующие типы поведения:
§ если вознаграждение велико, то партнер в большей степени готов затрачивать свои усилия на взаимодействие. Активность партнера
§ если цель близка, то партнер в меньшей степени готов затрачивать усилия. Расслабленный тип
§ если вознаграждение зависит от определенных условий, то в большей степени готов затрачивать усилия на воссоздание данных условий. Манипулятивный тип.
2. Дж. Мид, Г. Блумэр – Теория символического интеракционализма
В процессе взаимодействия партнеры воздействуют друг на друга с помощью символов (вербальных и невербальных)
3. Э. Гофман – Теория управления впечатлением (теория социальной драматургии)
Взаимодействие представляет собой своеобразный спектакль, основные элементы которого:
партнеры (выполняют определенные роли)
декорации (ситуация взаимодействия)
Партнеры воздействуют друг на друга с помощью впечатления, формируемого с первых минут коммуникации. В дальнейшем они управляют поведение друг друга с помощью сформированного впечатления
4) З.Фрейд – Психоаналитическая теория
При взаимодействии с партнером, который старше по возрасту или положению, а также значимее их важным для субъекта качеством, главный субъект регрессирует – уходит на более примитивные уровни поведения. Это проявляется следующим образом:
- выстраивание взаимоотношений по формуле «объект-субъект»
- неспособность самостоятельно принять решение
- подавленность в вербальных и невербальных средствах коммуникации
- астеническое состояние (отрицательные чувства)
Это происходит с теми, кто в раннем детстве пережили негативный опыт, связанный с общением с такими партнерами.
Стратегии взаимодействия (по К.Томасу):
Избегание
– пассивная стратегия, которая предполагает уход от взаимодействия.
- физический уход
- психологический уход (не высказывание своей точки зрения и т.д.)
Оправдано:
1. Цель взаимодействия для человека не очень важна
2. Недостаточно сил для достижения цели
Приспособление
– пассивная стратегия. Предполагает сознательный отказ от своей цели ради достижения цели партнера. Оправдано:
1, 2. –‘’–
3. Важнее сохранить хорошие отношения с партнером
Сотрудничество
– активная стратегия. Предполагает активное участие обоих партнеров для достижения цели. Открытый обмен мнениями, обсуждение позиций, нахождение варианта, приемлемого для всех. Хорошо всегда, если нет дефицита времени.
Соперничество
– активная борьба за свои интересы. Непримиримый антагонизм в случае сопротивления партнера, унижения, оскорбления. Оправдано только в крайнем случае.
Компромисс
– активная стратегия. Предполагает участие обоих партнеров в поиске решения за счет взаимных уступок. Оправдано:
Самосовершенствование: пути и возможности.
Работая над развитием своей личности, следует обращать внимание, прежде всего на совершенствование сознания и навыков успешного поведения.
Нужно отдавать себе отчет и сознавать свои положительные качества.
Нужно утвердиться в мысли, что Вы обладаете качествами, которые хотите развить, и все время подтверждать это, работать над развити ...
Эмпирическое исследование особенностей формирования ценностных ориентаций в
младшем школьном возрасте. Организация и проведение исследования
С целью выявления особенностей формирования ценностных ориентаций в младшем школьном возрасте был проведен ряд методик, направленных на изучении различных сфер жизнедеятельности детей младшего школьного возраста.
Исследование проводилось в городе Набережные Челны в январе – феврале 2008 года. В исследовании участвовало 50 детей – учащи ...
Креативная визуализация в психологической помощи психосоматическим больным
Креативная визyализация является таким способом использования естественной мощи воображения. Воображение является способностью ума создавать идеи или ментальные образы. В креативной визуализации использование воображения происходит, чтобы создать отчетливый образ того, что мы хотим. Затем внимание фокусируется на этой идее или картине п ...


