Информация » Психология массовой коммуникации лекции » Общение как интеракция (взаимодействие)

Общение как интеракция (взаимодействие)
Страница 1

Интеракция – взаимодействие, обмен действиями в коммуникации.

Интерактивные теории

:

1. Дж. Хоманс – Теория обмена

В процессе взаимодействия партнеры обмениваются двумя переменными: затраты на взаимодействие и вознаграждение за взаимодействие.

В сочетании этих двух переменных выделяются следующие типы поведения:

§ если вознаграждение велико, то партнер в большей степени готов затрачивать свои усилия на взаимодействие. Активность партнера

§ если цель близка, то партнер в меньшей степени готов затрачивать усилия. Расслабленный тип

§ если вознаграждение зависит от определенных условий, то в большей степени готов затрачивать усилия на воссоздание данных условий. Манипулятивный тип.

2. Дж. Мид, Г. Блумэр – Теория символического интеракционализма

В процессе взаимодействия партнеры воздействуют друг на друга с помощью символов (вербальных и невербальных)

3. Э. Гофман – Теория управления впечатлением (теория социальной драматургии)

Взаимодействие представляет собой своеобразный спектакль, основные элементы которого:

* партнеры (выполняют определенные роли)

* декорации (ситуация взаимодействия)

Партнеры воздействуют друг на друга с помощью впечатления, формируемого с первых минут коммуникации. В дальнейшем они управляют поведение друг друга с помощью сформированного впечатления

4) З.Фрейд – Психоаналитическая теория

При взаимодействии с партнером, который старше по возрасту или положению, а также значимее их важным для субъекта качеством, главный субъект регрессирует – уходит на более примитивные уровни поведения. Это проявляется следующим образом:

- выстраивание взаимоотношений по формуле «объект-субъект»

- неспособность самостоятельно принять решение

- подавленность в вербальных и невербальных средствах коммуникации

- астеническое состояние (отрицательные чувства)

Это происходит с теми, кто в раннем детстве пережили негативный опыт, связанный с общением с такими партнерами.

Стратегии взаимодействия (по К.Томасу):

Избегание

– пассивная стратегия, которая предполагает уход от взаимодействия.

- физический уход

- психологический уход (не высказывание своей точки зрения и т.д.)

Оправдано:

1. Цель взаимодействия для человека не очень важна

2. Недостаточно сил для достижения цели

Приспособление

– пассивная стратегия. Предполагает сознательный отказ от своей цели ради достижения цели партнера. Оправдано:

1, 2. –‘’–

3. Важнее сохранить хорошие отношения с партнером

Сотрудничество

– активная стратегия. Предполагает активное участие обоих партнеров для достижения цели. Открытый обмен мнениями, обсуждение позиций, нахождение варианта, приемлемого для всех. Хорошо всегда, если нет дефицита времени.

Соперничество

– активная борьба за свои интересы. Непримиримый антагонизм в случае сопротивления партнера, унижения, оскорбления. Оправдано только в крайнем случае.

Компромисс

– активная стратегия. Предполагает участие обоих партнеров в поиске решения за счет взаимных уступок. Оправдано:

Страницы: 1 2


Результаты исследования. Выявление уровня ситуативной и личностной тревожности.
С целью определения уровня тревожности личности нами была использована методика разработанная Ч.Д.Спилбергером и адаптирована Ю.Л.Ханиным. Результаты нашего исследования представлены в таблице №1. Процентное соотношение данных по ситуативной (СТ) и личностной тревожности (ЛТ). Таблица №1. Оценка тревожности Уровень В % ...

Проблема измерения умственных способностей в исследованиях А. Бине
А. Бине " Умственное утомление", посвященная влиянию умственного труда на физическое утомление и психические процессы. В ней было проанализировано большое количество экспериментального материала по умственному утомлению, в том числе опыты других ученых, а также опыты самого Бине, посвященные влиянию умственной работы учащихся ...

Социально–психологическая характеристика коллектива.
Социально–психологическая характеристика коллектива: I .Совместимость. II .Сработанность. III .Групповая сплоченность. IV .Самоорганизованность. V .Направленность. Важным психологическим показателем деятельности трудового коллектива является царящий в нем климат – существенный фактор процветания и делового успеха. ...