Информация » Психология массовой коммуникации лекции » Общение как интеракция (взаимодействие)

Общение как интеракция (взаимодействие)
Страница 1

Интеракция – взаимодействие, обмен действиями в коммуникации.

Интерактивные теории

:

1. Дж. Хоманс – Теория обмена

В процессе взаимодействия партнеры обмениваются двумя переменными: затраты на взаимодействие и вознаграждение за взаимодействие.

В сочетании этих двух переменных выделяются следующие типы поведения:

§ если вознаграждение велико, то партнер в большей степени готов затрачивать свои усилия на взаимодействие. Активность партнера

§ если цель близка, то партнер в меньшей степени готов затрачивать усилия. Расслабленный тип

§ если вознаграждение зависит от определенных условий, то в большей степени готов затрачивать усилия на воссоздание данных условий. Манипулятивный тип.

2. Дж. Мид, Г. Блумэр – Теория символического интеракционализма

В процессе взаимодействия партнеры воздействуют друг на друга с помощью символов (вербальных и невербальных)

3. Э. Гофман – Теория управления впечатлением (теория социальной драматургии)

Взаимодействие представляет собой своеобразный спектакль, основные элементы которого:

* партнеры (выполняют определенные роли)

* декорации (ситуация взаимодействия)

Партнеры воздействуют друг на друга с помощью впечатления, формируемого с первых минут коммуникации. В дальнейшем они управляют поведение друг друга с помощью сформированного впечатления

4) З.Фрейд – Психоаналитическая теория

При взаимодействии с партнером, который старше по возрасту или положению, а также значимее их важным для субъекта качеством, главный субъект регрессирует – уходит на более примитивные уровни поведения. Это проявляется следующим образом:

- выстраивание взаимоотношений по формуле «объект-субъект»

- неспособность самостоятельно принять решение

- подавленность в вербальных и невербальных средствах коммуникации

- астеническое состояние (отрицательные чувства)

Это происходит с теми, кто в раннем детстве пережили негативный опыт, связанный с общением с такими партнерами.

Стратегии взаимодействия (по К.Томасу):

Избегание

– пассивная стратегия, которая предполагает уход от взаимодействия.

- физический уход

- психологический уход (не высказывание своей точки зрения и т.д.)

Оправдано:

1. Цель взаимодействия для человека не очень важна

2. Недостаточно сил для достижения цели

Приспособление

– пассивная стратегия. Предполагает сознательный отказ от своей цели ради достижения цели партнера. Оправдано:

1, 2. –‘’–

3. Важнее сохранить хорошие отношения с партнером

Сотрудничество

– активная стратегия. Предполагает активное участие обоих партнеров для достижения цели. Открытый обмен мнениями, обсуждение позиций, нахождение варианта, приемлемого для всех. Хорошо всегда, если нет дефицита времени.

Соперничество

– активная борьба за свои интересы. Непримиримый антагонизм в случае сопротивления партнера, унижения, оскорбления. Оправдано только в крайнем случае.

Компромисс

– активная стратегия. Предполагает участие обоих партнеров в поиске решения за счет взаимных уступок. Оправдано:

Страницы: 1 2


Понятие имиджа
Имидж (англ.) – образ, то есть это визуальная привлекательность личности, самопрезентация, конструирование человеком своего образа для других. Исконно русское слово, несущее ту же смысловую нагрузку, что и имидж, - образ – существовало всегда. По С.И.Ожегову, «образ – это вид, облик; представление; тип, характер; порядок». В русском язы ...

Слухи и сплетни
Слухи – форма самовыражения общественного настроения и общественного мнения. В основе лежит недостоверная или искаженная информация, которая распространяется в устном виде при непосредственном общении. Возникает при отсутствии полной или достоверной информации. Виды слухов (классификация): 1) по степени недостоверности: - абсолютно ...

Воздействие на партнера в процессе коммуникации
Механизмы воздействия: 1. Заражение – это механизм одновременного сопереживания и общего психического состояния партнеров. Психологические особенности: o носит невербальный характер o проявляется спонтанно как внутренний механизм поведения o имеет бессознательную основу o действует только в конкретной ситуации o носит кратковрем ...