Интеракция – взаимодействие, обмен действиями в коммуникации.
Интерактивные теории
:
1. Дж. Хоманс – Теория обмена
В процессе взаимодействия партнеры обмениваются двумя переменными: затраты на взаимодействие и вознаграждение за взаимодействие.
В сочетании этих двух переменных выделяются следующие типы поведения:
§ если вознаграждение велико, то партнер в большей степени готов затрачивать свои усилия на взаимодействие. Активность партнера
§ если цель близка, то партнер в меньшей степени готов затрачивать усилия. Расслабленный тип
§ если вознаграждение зависит от определенных условий, то в большей степени готов затрачивать усилия на воссоздание данных условий. Манипулятивный тип.
2. Дж. Мид, Г. Блумэр – Теория символического интеракционализма
В процессе взаимодействия партнеры воздействуют друг на друга с помощью символов (вербальных и невербальных)
3. Э. Гофман – Теория управления впечатлением (теория социальной драматургии)
Взаимодействие представляет собой своеобразный спектакль, основные элементы которого:
партнеры (выполняют определенные роли)
декорации (ситуация взаимодействия)
Партнеры воздействуют друг на друга с помощью впечатления, формируемого с первых минут коммуникации. В дальнейшем они управляют поведение друг друга с помощью сформированного впечатления
4) З.Фрейд – Психоаналитическая теория
При взаимодействии с партнером, который старше по возрасту или положению, а также значимее их важным для субъекта качеством, главный субъект регрессирует – уходит на более примитивные уровни поведения. Это проявляется следующим образом:
- выстраивание взаимоотношений по формуле «объект-субъект»
- неспособность самостоятельно принять решение
- подавленность в вербальных и невербальных средствах коммуникации
- астеническое состояние (отрицательные чувства)
Это происходит с теми, кто в раннем детстве пережили негативный опыт, связанный с общением с такими партнерами.
Стратегии взаимодействия (по К.Томасу):
Избегание
– пассивная стратегия, которая предполагает уход от взаимодействия.
- физический уход
- психологический уход (не высказывание своей точки зрения и т.д.)
Оправдано:
1. Цель взаимодействия для человека не очень важна
2. Недостаточно сил для достижения цели
Приспособление
– пассивная стратегия. Предполагает сознательный отказ от своей цели ради достижения цели партнера. Оправдано:
1, 2. –‘’–
3. Важнее сохранить хорошие отношения с партнером
Сотрудничество
– активная стратегия. Предполагает активное участие обоих партнеров для достижения цели. Открытый обмен мнениями, обсуждение позиций, нахождение варианта, приемлемого для всех. Хорошо всегда, если нет дефицита времени.
Соперничество
– активная борьба за свои интересы. Непримиримый антагонизм в случае сопротивления партнера, унижения, оскорбления. Оправдано только в крайнем случае.
Компромисс
– активная стратегия. Предполагает участие обоих партнеров в поиске решения за счет взаимных уступок. Оправдано:
Эмпирическое исследование гендерных особенностей агрессивного поведения в
подростковом возрасте. Процедура проведения
психодиагностического исследования
Участники исследования. Группа подростков 13-17 лет (6-11 классы закопской средней школы) в количестве 40 человек. Из них 20 мальчиков и 20 девочек.
Выбор методик исследования.
Для выбора адекватного инструментария, мы познакомились с существующими техниками и методиками, которые направлены на диагностику агрессивного поведения.
Дост ...
История проблемы самоутверждения
Проблема самоутверждения как научного объекта исследования возникла относительно недавно лишь в XIX-XX вв. Это вполне объяснимо, т. к. само самоутверждение является очень сложным образованием.
На специально-научном уровне эта проблема была поставлена и изучена австрийским психиатром и психологом А. Адлером (1870-1937) (2.17), но предпо ...
Дезадаптирующие факторы педагогического процесса
Психологическая защита – это механизм поведения, обусловленный врожденными потенциалами и жизненным опытом личности, который позволяет ей ограждать свою субъективную реальность от посягательств окружающих и разрушительной самокритики.
Главная задача самозащиты – принять собственное «Я» и заставить это сделать других: «я именно такой, к ...