Коэффициент ранговой корреляции Спирмена - это непараметрический метод, который используется с целью статистического изучения связи между явлениями. В этом случае определяется фактическая степень параллелизма между двумя количественными рядами изучаемых признаков и дается оценка тесноты установленной связи с помощью количественно выраженного коэффициента (Приложение Б).
Коэффициент ранговой корреляции целесообразно применять при наличии небольшого количества наблюдений. Данный метод может быть использован не только для количественно выраженных данных, но также и в случаях, когда регистрируемые значения определяются описательными признаками различной интенсивности.
Применение коэффициента корреляции рангов Спирмена (rs) позволило оценить взаимосвязь между личностными особенностями и основными групповыми тенденциями субкультур.
Итак, найдем коэффициент ранговой корреляции Спирмена между результатами по тесту Кеттела среди представителей молодежных субкультур(1). Попытаемся определить, насколько индивидуальный профиль личности одной субкультуры (в данном случае субкультуры готов) коррелирует с каждым профилем представленных субкультур.
Расчет корреляции производится по формуле
, (1)
где d – разность между рангами;
Ta, Tb – поправки на одинаковые ранги;
N = n – количество человек.
Представим имеющиеся данные в виде таблицы и найдем разность между рангами (d), для чего проранжируем значения по факторам методики Кеттела между субкультурой готов и индивидуальным профилем личности, состоящей в этой субкультуре.
Таблица 5
Факторы |
Результаты профиля субкультуры: Готы (стены) |
Результаты индивидуального профиля (стены) |
Готы (ранги) |
Индивидуальный профиль (ранги) |
d |
d2 |
A |
3 |
1 |
1,5 |
2 |
-0,5 |
0,25 |
B |
8 |
7 |
19 |
14,5 |
4,5 |
20,25 |
C |
5 |
2 |
6 |
4 |
2 |
4 |
E |
6 |
3 |
12 |
5,5 |
6,5 |
42,25 |
F |
5 |
4 |
6 |
7,5 |
-1,5 |
2,25 |
G |
5 |
1 |
6 |
2 |
4 |
16 |
H |
6 |
5 |
12 |
10 |
2 |
4 |
I |
7 |
6 |
15,5 |
12,5 |
3 |
9 |
L |
8 |
9 |
19 |
19,5 |
-0,5 |
0,25 |
M |
8 |
8 |
19 |
17 |
2 |
4 |
N |
6 |
8 |
12 |
17 |
-5 |
25 |
O |
8 |
10 |
19 |
21 |
-2 |
4 |
Q1 |
7 |
7 |
15,5 |
14,5 |
1 |
1 |
Q2 |
6 |
8 |
12 |
17 |
-5 |
25 |
Q3 |
5 |
4 |
6 |
7,5 |
-1,5 |
2,25 |
Q4 |
6 |
5 |
12 |
10 |
2 |
4 |
MD |
3 |
1 |
1,5 |
2 |
-0,5 |
0,25 |
F1 |
5 |
5 |
6 |
10 |
-4 |
16 |
F2 |
5 |
3 |
6 |
5,5 |
0,5 |
0,25 |
F3 |
5 |
6 |
6 |
12,5 |
-6,5 |
42,25 |
F4 |
8 |
9 |
19 |
19,5 |
-0,5 |
0,25 |
Сумма |
231 |
231 |
0 |
222,5 |
Выводы
Итак, эффективным методом развития личности является социально- психологический тренинг, что было доказано нашим исследованием. Тренинг – это форма специально организованного обучения для самосовершенствования личности, в ходе которого решаются следующие задачи: овладение социально- педагогическими знаниями; развитие способности познани ...
Введение. Процесс общения
Процесс общения между людьми мы предлагаем очень кратко рассмотреть в следующем направлении.
Известно, что младенцы, лишенные в течение длительного времени физического контакта с людьми, деградируют и в конце концов погибают. Следовательно, отсутствие эмоциональных связей может иметь для человека фатальный исход. Эти наблюдения подтвер ...
Проявление бессознательного в поведении человека
Все неосознаваемые психические процессы разделяют на три класса:
- неосознаваемые механизмы сознательных действий,
- неосознаваемые побудители сознательных действий,
- «надсознательные» процессы. ...