Упражнение «Разожми кулак».
Участники разбиваются на пары. Один из них зажимает руку в кулак. Задача второго – сделать так, чтобы первый разжал кулак, не прикасаясь к нему.
Обсуждение домашнего задания.
Групповая работа. Участникам предлагается обсудить следующие вопросы: легко ли было подобрать нейтральные слова? А как вы хвалите ребенка? Во всех ситуациях вы так хвалите или нет? Меняется ли ваше поведение в общении с ребенком в зависимости от ситуации? Когда вы собираете ребенка в детский сад (школу), что ему говорите? Когда укладываете спать? Когда ужинаете?
Сравните списки, которые вы подготовили. Что у вас получилось? Чаще хвалите ребенка или наказываете? Как вы это делаете? Что при этом может чувствовать ребенок?
Информационный блок.
Правила и требования, которым дети должны подчиняться.
Значения приобретенных знаний и умения учитывать эмоции, переживания, интересы и потребности ребенка.
Главные принципы дисциплины:
Принцип 1: правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка.
Принцип 2: правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.
Принцип 3: родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
Работа в парах «Зоны контроля».
Определить зоны действий и поступков ребенка (от свободной до абсолютно запретной). На основе предлагаемых психологом ситуаций выделить эти зоны и обозначить их в названиях:
зона свободных действий ребенка: действия по его собственному усмотрению.
зона относительной свободы: действия по собственному выбору, но в пределах определенных границ.
зона особых обстоятельств: допускается, разрешается нарушение правил в силу особых обстоятельств.
зона запретов: действия ребенка, неприемлемые ни при каких обстоятельствах («нельзя»).
Обсуждение в группе способов внедрения различных форм контроля.
Упражнение «Родительские требования».
Составьте список своих требований к ребенку. Посмотрите, каких сторон жизни касаются ваши требования. Почему вы именно это требуете от своего ребенка? Может быть, это связано с тревогой за безопасность ребенка, или вы привержены к абсолютному порядку дома, поэтому требуете от ребенка абсолютного порядка в его личных вещах. Посмотрите на список требований, как вы считаете, не являются ли ваши требования избыточными. Может ли ваш ребенок выполнить их? Вспомните, а что ваши родители требовали от вас.
Требования, предъявляемые ребенку, должны быть выражены в форме предложения к кооперации. Формулирование требований должно включать:
описание ситуации;
ожидания родителей;
веру в возможности ребенка.
Следует различать конкретные и тотальные запреты. Тотальные запреты формулируются в безличной, безальтернативной форме по отношению к поступкам ребенка, представляющим опасность для его жизни, затрагивающим достоинство других людей, либо поступкам, которые наносят вред собственности.
Конкретные запреты должны включать следующие компоненты:
констатацию чувств и желаний ребенка;
четкий запрет;
предложение альтернативного действия вместо запрещенного.
Упражнение «Анализ общения матери с ребенком».
Ниже предлагаются высказывания матерей, направленные на ограничение или поощрение детской активности. Проанализируйте их содержание и эффективность.
Мама смотрит, как дети играют. Наверное, она будет ругаться, если они что-то натворят (ожидание негативного исхода от детской активности).
Личностные характеристики родителей детей с отклонениями в развитии. Типология психологических портретов родителей
Для определения направлений коррекционной помощи родителям, имеющим детей с отклонениями в развитии, необходимо учитывать как присущие им характеристики индивидуальных различий, так и особенности реагирования этих лиц на стрессовую ситуацию, вызванную рождением в семье ребенка с отклонениями в развитии. Переживания, которые испытывают р ...
Исследование проблемы проявления агрессии детей и подростков.
Понятие термина агрессия, виды агрессии
Под агрессией обычно понимают осознанные действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному.
Если говорить о внутривидовой агрессии, то определение становится еще более кратким и должно связываться с причинением ущерба другому человеку или группе людей. Э. Фромм определяет агрессию бол ...
Опытно-экспериментальная работа по выявлению методов
управления конфликтами в педагогическом коллективе. Исследование состояния
конфликтов в педагогическом коллективе
В обследовании принимало участие 28 человек: 17 человек из МОУ СОШ (возраст от 25 лет до 69 лет), 11 человек из ВУЗа (возраст от 23 лет до 50-60 лет).
В обследовании были использованы следующие методики:
Методика К.Н.Томаса ("Оценка способов реагирования в конфликте") позволила определить типичные способы реагирования на кон ...


