Исследования проводились в школе в 7 – 8-ых классах.
Для определения содержания профилактической работы с молодежью, прежде всего, необходимо знать какова позиция молодежи по отношению к проблеме наркомании и насколько их понимание проблемы соответствует реальной ситуации. Информация о том, как понимается людьми проблема наркомании, дает возможность специалистам изменить неадекватные представления и сформировать установки препятствующие злоупотреблению наркотиками. Результаты опроса подтверждают актуальность проблемы для молодежи с одной стороны и демонстрируют отсутствие правильного ее понимания у значительной части, с другой.
Это создает риск в отношении злоупотребления наркотиками.
Отношение к наркомании как социальной проблеме.
13% опрошенных считают наркоманию одной из острых проблем общества и ставят ее на 6 место после бедности, роста преступности, безработицы, и загрязнения окружающей среды. Большинство опрошенных (47%) характеризует наркоманию как одну из самых страшных социальных проблем, серьезно угрожающих человечеству. По мнению 40% наркомания поражает только слабых и проблемных людей, 12.6% молодежи не могут охарактеризовать данную проблему. В той или иной степени, наркомания представляет опасность для 63% друзей опрошенных. 44% допускают возможность легализации наркотиков.
Представления опрошенных о проблеме наркомании.
Отношение к потребителям наркотических средств достаточно благожелательно, 30% считают необходимым внимательное и терпимое отношение к наркозависимым как, к больным людям, 37% считают необходимым принудительное лечение от наркомании, 25% не могут определить своего отношения к наркозависимым и лишь 8% считают наркозависимых социально опасными, нуждающихся в изоляции от общества.
Половина опрошенных полагает, что человек может отказаться от злоупотребления наркотиками, а большинство - 71% считают, что бывший наркоман может возвратиться в общество полноценным человеком.
Проблемы личности как фактор риска
Результаты исследований показали (беседы, интервьюрование), что значительная часть опрошенных имеет личностные проблемы, они с тревогой и неуверенностью смотрят в будущее (20%), не имеют жизненных планов 30%, периодически оказываются в жизненных ситуациях, которые кажутся им безвыходными 56 %, при этом 32% в подобных ситуациях прибегают к употреблению алкоголя, а 10% к употреблению наркотических средств. В целом все опрошенные считают, что родители и учителя (последние в большей степени), дают заниженную оценку их личным качествам, и лишь у друзей эта оценка имеет положительные значения, превышающие уровень самооценки. 22% опрошенных имеют низкую самооценку. 38% испытывают эмоциональные и поведенческие проблемы. Данные результаты свидетельствуют о наличии у опрошенных высокого уровня неуверенности и неудовлетворенности собой, рассогласованности восприятия собственной личности. Личностные проблемы могут привести к проблемным формам поведения как варианту эмоционально-поведенческой защитной реакции. Так у 16.3% из числа ранее не употреблявших наркотики, существует психологическая готовность попробовать наркотик.
Семейные факторы риска
Семейное неблагополучие в материальном плане отмечают 22% опрошенных, в психологическом - 17.8%. Отмечают отсутствие взаимопонимания с отцом 14.4% с матерью 6.1%, периодически бывают конфликты с родителями у большей части опрошенных. Негативные действия со стороны родителей испытывают 28.8%; безразличие, агрессию в т.ч. физическую - 15.5%; психологическое давление - 45%; оскорбления - 50.5%; сексуальные домогательства - 1.8%. Конфликты между родителями наблюдают 57.3% опрошенных. Среди членов семьи респондентов злоупотребляют алкоголем 25.2% , наркотическими средствами 5.8%.
Злоупотребление наркотическими средствами
Среди опрошенных 36.6 % хотя бы однократно употребляли наркотические средства. Опасность однократного употребления наркотиков подтверждается тем, что большинство (53.4 %) продолжили употребление наркотиков после первой пробы. Большинство имеющих опыт употребления наркотиков прибегают к ним эпизодически - 62.5%, от случая к случаю - 33.3%, а 4.3 % - употребляют их систематически.
Исследование
особенностей мотивации учебной деятельности студентов гуманитарных факультетов. Обоснование
программы и методов исследования особенностей мотивации учебной деятельности
студентов гуман
Упрощенная схема социологического исследования, опирающегося на эмпирические данные представлена в работе Татаровой Г.Г. [28, с. 8]. Она состоит из трех элементов:
1. Концептуальная схема исследования. В нее входят определения предмета, объекта, цели, задач, гипотез исследования, а также понятийный аппарат исследования.
2. Методика сб ...
Приложения
Приложение 1
Таблица 1 Представления различных авторов о феноменах искажения информации
№
Автор
Виды искажения информации
1
2
3
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Блаженный Августин
Платон
А. Шопенгауэр
Х. Граткус
О. Липман
В. Штерн
Ж Дюпра
Т. Карсон
П. Экман
Ложь – это сказанное с желанием сказать ложь. ...
Психологический климат группы.
Механизмом формирующего влияния группы на ребенка является психологический климат, а вернее, социально-психологический климат группы.
Социально-психологический климат группы – это система отношений, влияющих на самочувствие личности и тем самым определяющих направленность и характер деятельности, а, значит, и развития личности. Он слаг ...


