Приходящее ленивое довольство сопровождается грёзоподобными фантазиями. Более всего представляются сцены исполнения желаний, заново переживаются счастливые минуты прошлого. Возможна определённая визуализация представлений («Что захочу, то и увижу»). Ориентировка в окружающем сохраняется. Только при передозировке развиваются оглушение, сопор.
Отмечается значительное снижение болевой чувствительности, узкие, как точки, зрачки, не расширяющиеся даже в темноте. Отмечается отключённость осознания опасности.
У подростков, впрочем, как и у взрослых, хорошо выражена способность диссимулировать опьянение. Лишь узкие зрачки скрыть невозможно. Опытные, знающие об этом наркоманы, замаскировывают их тёмными очками, а иногда даже прибегают к закапыванию в глаза атропина.
Последействие опийного опьянения проявляется астенией, вялостью, сонливостью. Но сон обычно поверхностный и непродолжительный. Ощущается также тяжесть в теле, особенно в конечностях. Иногда бывает дурное самочувствие. Длительность последействия – 2 – 4 часа.
Моральных принципов для наркомана не существует. Он делает то, что хочет, не считаясь с окружающими. Ради дозы, особенно в период «ломки», готов на всё.
Развитие у подростков абстинентного синдрома.
Стёртая абстиненция на первой стадии наркомании.
Первая стадия в подростковом возрасте встречается чаще, чем вторая. Её основным симптомом является психическая зависимость, поэтому абстиненция на этой стадии проявляется, прежде всего, неудержимым влечением к наркотику. Она возникает сразу же, как только была пропущена очередная инъекция. Устремляются на поиски наркотиков, готовы раздобыть её любым путём, однако серьезных правонарушений ещё избегают, если только ранее уже не были к ним склонны.
Когда на протяжении суток получить наркотик не удаётся, то развивается депрессивно-дисфорическое состояние. Аффективные нарушения во время абстиненции особенно выражены в подростковом возрасте. Подростки напряжены, озлоблены, склонны к бурным аффективным вспышкам по малейшему поводу и без видимой причины. Возникает необычная для данного подростка «истерическое поведение со страхом и паникой», но чаще с рыданиями, заламыванием рук, угрозами покончить с собой, или демонстративными суицидными попытками. Всё это служит для того, чтобы добиться от близких денег, которые будут истрачены на наркотик. Депрессия проявляется чувством безнадёжности, утратой жизненной перспективы, всё видится в мрачных красках. Характерна бессонница, аппетит резко снижен, но через недел9ю может оказаться повышенным до прожорливости. Нередко у курильщиков возникает отвращение к курению.
Вегетативные симптомы абстиненции выражены слабо. Можно наблюдать расширение зрачков, умеренную тахикардию, небольшое повышение артериального давления. Иногда возникают также симптомы, напоминающие (ОРЗ) – насморк, покраснение глазных яблок, слезотечение, лёгкое познабливание.
Если подростки знают, что наркомания у них распознана, то они нередко обнаруживают склонность к аггравации симптомов абстиненции и даже к стимуляции некоторых вегетативных расстройств, например, неукротимой рвоты. Зная, что одним из самых тягостных симптомов абстиненции являются мышечные боли, подростки начинают громко жаловаться на них, наглядно демонстрируя, как их «ломает». Следует заметить, что сильные мышечные боли обычно возникают при абстиненции на второй стадии наркомании, на фоне выраженных вегетативных нарушений.
Симуляция и аггравация у подростков служит для того, чтобы назначали побольше разных лекарств – не столько, чтобы ослабить тягостные проявления абстиненции, сколько, чтобы испытать их действие, тайком накопить и принять сразу большую дозу и попытаться найти среди них что-нибудь, напоминающее наркотик.
Если же подростки полагают, что наркомания у них не распознана, то они, наоборот, склонны диссимулировать явления абстиненции. Жалоб не предъявляют. Нерезко выраженные вегетативные нарушения стараются скрыть или приписывают какую-либо преходящему соматическому заболеванию, «простуде». Здесь преследуется цель возможно скорее быть выписанным из больницы, чтобы вернуться к наркотизации.
Тест смысложизненных ориентаций
Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) является адаптированной версией теста “Цель в жизни” ( Purpose-in-Life Test , PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Методика была разработана на основе теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора Франкла и преследовала цель эмпирической валидизации ряда представлений из этой теории.
На осно ...
Метод факторного анализа ценностных ориентации
Каждый человек, принадлежащий какому-либо определенному обществу, в той или иной степени ориентируется на весь набор ценностей, которым оно характеризуется. Очевидно, все принадлежащие к одной социокультурной среде обладают одними и теми же ценностями, хотя их значимость в индивидуальной иерархии может быть различной. Как уже отмечал ...
Типология личности учителя с высоким уровнем коммуникативно-педагогической
толерантности
Мы можем предположить, что высокий уровень педагогической толерантности обеспечивается разными качествами личности. Для проверки данного предположения использовали кластерный анализ. Из таблицы последовательности агломерации определяем оптимальное количество кластеров. Проследив динамику увеличения различий по шагам кластеризации и опре ...