Наиболее популярными наркотиками являются препараты конопли - 55.7 %. Далее следуют галлюциногены - 14,6 %, психостимуляторы амфетаминового ряда - 10.8 %, препараты опия - 5.4 %, кокаин - 2.4 %, не установленные препараты - 10,8 %.
В соответствии с этим распределяется и указания на способ употребления - 56 % - курение, 32 % - инъекционным путем, 30.3 % орально, 6.9 % - в процессе ингаляций.
Приобретение наркотиков в 60 % случаев происходит у друзей и знакомых, в местах отдыха - 12,1 %, в учебных заведения и около них - 6.5 %, на рынке - 5.7%, в аптеке - 3.2 %, изготавливают самостоятельно - 2.4 %.
Считают себя наркоманами - 2,6%.
Отношение к возможности отказа от наркотиков. Не сомневаются в своих возможностях прекратить наркотизацию - 86.9%, хотя 73.2% уже пробовали отказаться, но продолжают злоупотреблять наркотиками и выказывают желание прекратить наркотизацию. Только 10.6% считают, что для этого необходимы условия - прекратить общаться с наркозависимыми друзьями, остальные выдвигают абстрактные условия.
Не пробовали отказаться от злоупотребления наркотиками - 26.8%, не хотят - 10.1%, не думали об этом - 53.8%. Только 3.4% считают, что не смогут самостоятельно прекратить употребление наркотиков.
Масштабы распространения наркомании таковы, что ставят под вопрос социальную стабильность в уже ближайшей перспективе. По данным исследования, 14% школьников уже познакомилось с наркотиками, а во многих старших классах потребляют наркотики до трети учеников (Рис.3).
Новой опасной тенденцией является выравнивание уровня употребления наркотиков среди девушек и юношей. В проводившихся ранее исследованиях всегда подчеркивалось, что наркомания преимущественно распространена среди мальчиков. По нашим данным, среди школьников, употреблявших наркотики, 57% составляют юноши и 43% девушки. Девушки легче вовлекаются в употребление наркотиков, т.к. во многих компаниях их принято угощать бесплатно.
Если говорить о материальной обеспеченности семей школьников, то она не оказывает практически никакого влияния на потребление наркотиков. Так среди школьников из малообеспеченных семей наркотики пробовали 12,6%, а среди школьников из семей с высокими доходами - 13,7%.
Сегодня употребление наркотиков охватывает, прежде всего, подростков, склонных к нарушению общественных норм и отклоняющемуся поведению. Однако существует большая опасность его распространения на широкие слои обычной молодежи. Почти половина подростков имеет друзей и приятелей, принимающих наркотики, причем 20% из них лично знакомы с теми, кто регулярно принимает наркотики. На данный факт необходимо обратить особое внимание, т.к. наличие друзей, употребляющих наркотики, является для подростков самым главным фактором риска начала употребления наркотиков. 26% из тех, кто имеет друзей, принимающих наркотики, сами их пробовали. Среди тех, у кого таких друзей нет, наркотики употребляли не более 5% школьников. Таким образом, при наличии друзей, употребляющих наркотики, риск их первой пробы возрастает в 5 раз! Кроме того, с началом употребления наркотиков у подростков складывается такой круг знакомств, в котором употребление наркотиков только поощряется. В частности, 43% ребят, пробовавших наркотики, знакомы с людьми, принимающими их регулярно, среди тех, кто не пробовал наркотики, эта доля составляет около 15%. По словам подростков, темы, связанные с наркотиками, они часто и открыто обсуждают со своими друзьями. 90% школьников знают, имеют ли их друзья опыт употребления наркотиков. Причем, около 40% лично присутствовали при том, как их друзья или знакомые употребляли наркотики. Употребление наркотиков происходит не только в компаниях, где все члены употребляют наркотики, но и в смешанных компаниях в присутствии тех, кто не знаком с наркотиками. Для подростков характерно групповое потребление наркотиков. Одновременно меняются стереотипы восприятия отдельных наркотиков. Например, если раньше к числу групповых относили "травку" и различные токсические средства, а героин и кокаин считались "наркотиками для одиночек", то теперь они также легко употребляются "за компанию".
Необихевиоризм Э. Толмена и Б. Скиннера
Скиннер (1904-1990). Он создал один из наиболее известных ныне методов изучения инструментальных, или оперантных, условных рефлексов (так называемая скиннеровская камера) перед ним при освещении пластмассового диска с другой стороны. В ответ на такой сигнал голубь ударяет по диску клювом, чтобы в кормушке появилось зерно.
В процессе ра ...
Практические советы и упражнения на каждый день
Утром.
Постарайтесь найти время для выработки положительного настроя на весь день. Сядьте удобно, расслабьте нижнюю челюсть и слегка откройте рот. Дышите в обычном ритме и, какое-то время, наблюдайте за своим дыханием.
Когда вы почувствуете, что полностью расслабились, улыбнитесь и прислушайтесь к своим ощущениям. Попробуйте ощутить у ...
Расстройство влечений
Импульсивные влечения направлены на отвергаемые сознанием цели и реализующиеся без сопротивления, хотя и с последующей критической их оценкой. Импульсивные влечения возникают приступообразно, неодолимы, длятся несколько часов, дней, нередко периодически повторяются. Во время приступа пациент обычно захвачен влечением, оно идентифицирует ...